ОПЛ (ОМЛ М3 по
Симптомы при ОПЛ сходны с симптомами при других злокачественных заболеваниях крови: бледный цвет лица, кровотечения, усталость, умеренная лихорадка, частые мелкие инфекции, потеря аппетита, потеря веса, увеличение селезенки и печени, неврологические симптомы: головная боль, спутанность сознания и изменения зрения (связаны с ОПЛ, поражающим центральную нервную систему).
Какие анализы необходимы для постановки диагноза?
Для диагностики применяются стандартные методы обследования.
Решения о лечении основываются на особенностях пациента: возрасте, его общем состоянии и классификации риска ОПЛ. Пациентов с ОПЛ разделяют на две группы риска, в зависимости от количества лейкоцитов в крови на момент постановки диагноза:
а) группа низкого риска — количество лейкоцитов 10 000/мкл крови (10 х 106/мм3) и менее и б) группа высокого риска — количество лейкоцитов более 10 000/мкл.
Как правило, для пациентов с низким риском заболевания используют менее интенсивные схемы терапии, чем для пациентов с высоким риском. Но медицинские назначения для каждого пациента индивидуальны.
Лечение ОПЛ состоит из трех этапов, каждый из которых имеет свои цели: индукционная, консолидирующая и поддерживающая терапия.
Индукционная терапия начинается сразу после постановки диагноза и преследует три цели: воздействовать на транслокацию t(15;17) и уничтожить как можно больше клеток ОПЛ, привести количество клеток крови к нормальному или близкому к нормальному уровню и уменьшить или устранить все симптомы, связанные с ОПЛ.
Цель консолидирующей терапии — преобразование полного гематологического ответа в молекулярный ответ (или ремиссию). Молекулярный ответ определяется как отсутствие признаков гена PML/RARα по результатам
Поддерживающая терапия направлена на то, чтобы молекулярный ответ сохранялся в течение длительного времени. Эта фаза обычно длится от 1 до 2 лет. Во время поддерживающей терапии лечебная группа продолжает наблюдать пациента. Частота обследований зависит от конкретного случая. Поддерживающая терапия требуется не во всех случаях ОПЛ: так, пациентам из группы низкого риска, достигшим молекулярного ответа, она не проводится.
Полностью
Для пациентов с ОПЛ высокого риска обычно используются комбинации из ATO, ATRA и антрациклинов. Антрациклины — химиотерапевтические препараты, которые взаимодействуют непосредственно с ДНК в ядре лейкемических клеток, препятствуя выживанию опухолевых клеток. Существует несколько типов антрациклинов, Даунорубицин и Идарубицин являются препаратами, наиболее часто используемыми в лечении ОПЛ, обычно в комбинации с ATRA.
Антиметаболиты — химиотерапевтические препараты, которые препятствуют росту лейкемических клеток, заменяя их строительные блоки ДНК или РНК. Для людей с ОПЛ высокого риска (количество лейкоцитов более 10 000/мкл при постановке диагноза) антиметаболит Цитарабин (Цитозар) может быть добавлен к индукционным или консолидирующим схемам. Цитарабин (
Побочные эффекты могут быть вызваны типом препарата и используемой дозой, продолжительностью лечения и общим состоянием пациента. Большинство побочных эффектов носят временный характер и проходят после окончания лечения.
Лечение ОПЛ часто связано с различными симптомами и аномальными состояниями, включая задержку жидкости, затрудненное дыхание, лихорадку, скопление жидкости вокруг сердца или легких, а также эпизоды пониженного кровяного давления. Эта группа симптомов известна как дифференциационный синдром и часто возникает при лечении ATRA или триоксидом мышьяка. Пациенты с уровнем лейкоцитов в крови выше 10 000/мкл имеют более высокий риск развития этого состояния.
Идиопатическая внутричерепная гипертензия или псевдотумор церебри. Это заболевание связано с высоким давлением в головном мозге, которое вызывает признаки и симптомы опухоли мозга — поэтому в названии присутствует «псевдо», то есть ложная опухоль. Жидкость, окружающая спинной и головной мозг, — спинномозговая жидкость — аномально накапливается в мозге, вызывая давление и головную боль. Псевдотумор церебри может быть редким побочным эффектом терапии ATRA и чаще всего наблюдается у детей и подростков.
Повышение уровня лейкоцитов, или гиперлейкоцитоз, является частым побочным эффектом, возникающим у пациентов с ОПЛ, получающих терапию ATO и/или ATRA.
Изменения в работе печени. В результате терапии ATO, ATRA и/или Гемтузумабом озогамицином может повыситься уровень печеночных ферментов, при необходимости терапия может быть временно прекращена до тех пор, пока функция печени не придет в норму.
Удлинение интервала QT. Применение триоксида мышьяка (ATO) может повлиять на уровень электролитов — это важные вещества в крови, такие как калий, магний и кальций. Дисбаланс электролитов может вызвать нарушение сердечного ритма — удлинение интервала QT и связанное с этим учащенное сердцебиение, которое может привести к внезапным обморокам или судорогам.
Другие побочные эффекты, вызванные лечением ОПЛ: тошнота, рвота, электролитный дисбаланс, периферическая нейропатия, кровотечения и веноокклюзионная болезнь (закупорка мелких кровеносных сосудов печени).
Несмотря на высокие показатели ремиссии после индукционной терапии, у некоторых пациентов, как и у пациентов с другими типами ОМЛ, возникают устойчивость к лечению и рецидивы. Поэтому необходимо длительное наблюдение за пациентами в ремиссии, чтобы выявить тех, кто излечился, и тех, кому может потребоваться дальнейшая терапия.
Триоксид мышьяка, вводимый внутривенно, одобрен для индукции ремиссии и консолидации у пациентов с ОМЛ, не восприимчивых к ретиноидной и антрациклиновой химиотерапии или имеющих рецидив после нее, а также больных, у которых ОМЛ характеризуется наличием транслокации t(15;17) или экспрессией гена PML/RARα.
У небольшого числа пациентов с ОПЛ может сохраняться минимальная остаточная болезнь по окончании консолидирующей терапии. Эти пациенты могут получить терапию триоксидом мышьяка или Гемтузумабом озогамицина с последующей аутологичной или аллогенной трансплантацией стволовых клеток.