ХММЛ ‒ это злокачественное заболевание крови, при котором в костном мозге образуется избыточное количество миелоцитов и моноцитов, которые вытесняют другие клетки крови, накапливаясь в костном мозге и других органах. ХММЛ чаще развивается у мужчин пожилого возраста.
Всемирная организация здравоохранения подразделяет ХММЛ на три подтипа в зависимости от процента бластных клеток, обнаруженных в крови и костном мозге:
На основании количества лейкоцитов ХММЛ можно разделить на два подтипа:
— миелодиспластический тип (МД-ХММЛ), количество лейкоцитов < 13х109/л ,
— миелопролиферативный тип (MП-ХММЛ), количество лейкоцитов ≥ 13x109/л.
У пациентов с
Для постановки диагноза ХММЛ необходимы результаты мазка крови, пункции и биопсии костного мозга.
Важны следующие критерии:
—постоянно повышенное количество моноцитов в крови (больше или равно 1х109/л крови); моноциты составляют 10% и более от общего числа лейкоцитов в крови;
— отсутствие при кариотипировании филадельфийской хромосомы , которая характерна для хронического миелоидного лейкоза;
—повышенное количество эозинофилов без признаков перестройки генов PDGFRA, PDGFRB или FGFR1 или наличия слияния генов PCM1-JAK2, выявляемых путем анализа костного мозга методом real-time ПЦР ;
—менее 20% бластов в крови и костном мозге.
Приблизительно 20‒30% пациентов с ХММЛ имеют хромосомные аномалии. Некоторые из этих аномалий имеют прогностическое значение, как указано ниже. Наиболее распространенными аномалиями являются:
Стандартного лечения не существует. В медикаментозной терапии ХММЛ сегодня используется гипометилирующий агент Азацитидин (Вайдаза) или Децитабин (Дакоген) и комбинация Децитабина и Цедазуридина (Инкови).
Гипометилирующие препараты помогают остановить воспроизводство патологических клеток в костном мозге и влияют на снижение их жизнеспособности.
Аллогенная трансплантация стволовых клеток, при которой используются донорские стволовые клетки для замены поврежденных стволовых клеток пациента, сегодня является единственной возможностью излечения пациентов с ХММЛ.
На стадии клинических исследований находятся разработки новых терапевтических опций ‒ моноклональные антитела, ингибиторы JAK2 и другие.